По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 08.02.2013 по делу N А44-8514/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 N 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента 0,1795 по 7 виду разрешенного использования коду функционального использования "7,06">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу № А44-8514/2012

Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено 8 февраля 2013 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:
Председательствующего судьи Киселевой М.С.,
судей Максимовой Л.А., Лариной И.Г.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кичкиной М.В.
с участием Прокурора Новгородской области
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
индивидуального предпринимателя П. ОГРН <...>
к Думе Великого Новгорода
о признании частично недействующим решения
при участии
от заявителя: П., индивидуальный предприниматель;
от Думы: М., зам. начальника правового управления,
доверенность пост. от 17.01.2013 № 30;
от Прокурора: С., старшего прокурора отдела, доверенность пост. от 09.01.2013 № 8-2013;

установил:

Индивидуальный предприниматель П. (далее - Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным раздела 7.03 пункта 7 приложения к Решению Думы Великого Новгорода (далее - Дума) № 533 от 27.11.2009 в части противоречащей пункту 9 этого же приложения.
В судебном заседании заявитель поддержал направленные в суд уточненные требования и просил признать недействующим приложение к решению Новгородской городской Думы № 533 от 27.11.2009 в части раздела 7 пункта "06" как противоречащего статье 3 Налогового кодекса РФ, статье 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", разделу 9 решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 и нарушающего его права и законные интересы.
Представитель Думы требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Считала, что виды функционального использования, упомянутые в оспариваемом решении, соответствуют постановлению Администрации Новгородской области № 301 от 20.12.2007. Оспариваемое решение устанавливает коэффициенты, являющиеся составной частью арендной платы, которая не отнесена налоговым законодательством к числу налогов. Принципы, установленные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, соблюдены Думой, что подтверждается представленным в материалы дела экономическим обоснованием. Отношения, регулируемые Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не распространяются на отношения по установлению коэффициентов и, соответственно оспариваемое решение не может противоречить указанному закону. В оспариваемом решении отсутствуют коррупциогенные факторы. Решение Думы № 533 от 27.11.2009 не противоречит и Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса РФ", поскольку последний устанавливает предельный размер арендной платы для земельных участков, ранее находившихся в бессрочном (постоянном) пользовании. Разделы 9 и 7 оспариваемого решения устанавливают коэффициенты для различных видов разрешенного использования территории и не являются взаимоисключающими.
Представитель Прокурора Новгородской области, вступившего в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, полагала заявленные требований необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.
Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующее.
Комитет по управлению государственным имущественном области обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю П. с требованием о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.09.2008 по 11.05.2011 как платы за пользование земельным участком, расположенным по адресу: Великий Новгород, пр. А.Корсунова, д. 14а.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 января 2013 года по делу А44-6950/2012 с индивидуального предпринимателя взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействующим решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 в части установления коэффициента 0,1795 по коду функционального использования 7,06.
В качестве нормативных правовых актов, имеющих большую силу, которым противоречит принятое Думой решение, Заявитель указывает на статью 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статью 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статью 3 Налогового кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Оспариваемое решение Думы устанавливают коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то есть относится к актам органов местного самоуправления.
Решение Думы является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как устанавливает коэффициенты, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по аренде земельных участков. Решение Думы № 533, а также решения Думы, которыми вносятся изменения и дополнения в указанное решение, официально опубликованы в газете "Новгород" 16 декабря 2009 года, 14 апреля, 16 июня, 20 октября, 8 декабря 2010 года, 10 июня, 6 октября 2011, 29 февраля и 13 апреля 2012 (л. д. 52 - 67), вступили в законную силу.
Полномочие Думы на принятие оспариваемого решения вытекает из статей 34, 35 Федерального закона № 131-ФЗ, статей 25 и 34 Устава Великого Новгорода.
Согласно решению Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 (далее - решение Думы № 533), утверждены коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по коду функционального использования "7.06" установлен коэффициент расчета равный 0,1795 (л. д. 68 - 77).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 № 301 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Постановление № 301).
В силу раздела 1 постановления № 301 размер арендной платы определяется по формуле:

АП = КС x К, где:

АП - годовой размер арендной платы (руб.);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент) (далее - коэффициент).
Пунктом 1.3 постановления № 301 предусмотрено, что для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.
Согласно пункту 1.4 постановления № 301 при определении размера арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности области, применяются коэффициенты, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочие Думы по установлению оспариваемого коэффициента предусмотрено органом государственной власти субъекта, а потому у суда нет оснований для выводов о неправомерном использовании для расчета арендной платы коэффициента вида использования земельного участка.
Реализуя свои полномочия, предусмотренные статьей 22 Земельного кодекса РФ, Правительством Российской Федерации постановлением от 16.07.2009 № 582, утверждены основные принципа определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу предписаний Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Данный объективный критерий, не зависящий как от воли арендодателя, так и арендатора и исключающий возможность неравного положения лиц, вступающих в арендные отношения в качестве арендаторов, и был учтен субъектом Российской Федерации - Новгородской областью при определении порядке установления арендной платы в виде коэффициента, определяемого для различных видов функционального использования.
В постановлении № 582 закреплены основные принципы определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В обоснование принятого решения Думой представлен отчет об экономическом обосновании коэффициентов, устанавливаемых в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и применяемых для расчета арендной платы за земельные участки в Великом Новгороде (л. д. 12 - 51).
Указанным расчетом приводится обоснование предлагаемых к утверждению коэффициентов, в том числе путем проведения сравнительного анализа по видам функционального использования за 2007 - 2010 годы.
Оснований не доверять проведенным расчетам у суда не имеется, предложенные коэффициенты являются результатом проведенной аналитической и сравнительной характеристики, нашедшей отражение в представленном отчете.
Суд установил, что при определении значений коэффициентов Думой учитывались следующие факторы: категория и виды функционального использования земельных участков; кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости; коэффициенты инфляции; учет инвестиционной привлекательности земельных участков для привлечения субъектов хозяйственной деятельности.
Представленные материалы свидетельствуют о проведении анализа и оценки различных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента.
Подобное определение коэффициента является, по мнению суда, непроизвольным и экономически обоснованным. Принципы, закрепленные в постановлении № 582, при принятии решения Думой соблюдены.
Следует также отметить, что решением Арбитражного суда Новгородской области от 09.06.2012 по делу А44-3792/2012, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, решение Думы № 533 в части установления коэффициента равного 0,1795 по коду функционального использования "7,06" признано не противоречащими постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод заявителя о нарушении статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", устанавливающей годовой размер арендной платы в размере двух процентов, не применим в отношении земельного участка Предпринимателя, поскольку указанная норма распространяется в отношении юридических лиц, имевших земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статья 7 данного закона раскрывает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Установление коэффициента, как составляющей арендной платы, в зависимости от вида функционального использования соответствует постановлению № 301 и не входит в противоречие с требованиями статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон № 172-ФЗ) коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В силу статьи 3 Закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза проводится прокуратурой РФ, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции и органами, а также организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Думы Великого Новгорода, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 03.11.2009 № 513 (в редакции решения от 31.03.2010 № 643) (далее - Порядок), опубликованном на официальном сайте www.adm.nov.ru, антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта осуществляет правовое управление аппарата Думы Великого Новгорода на стадии проведения правовой экспертизы (пункт 3.1).
В силу пункта 3.2 указанного Порядка письменное заключение по результатам антикоррупционной экспертизы дается в случае наличия коррупциогенных факторов.
Как пояснила представитель Думы в судебном заседании, такого заключения по оспариваемому проекту не давалось ввиду отсутствия коррупциогенных факторов.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.
Как подтверждается материалами дела и следует из пояснений Прокурора, требования в отношении оспариваемого решения в Думу Великого Новгорода не направлялись.
Указание заявителем на нарушение статьи 3 Налогового кодекса РФ, регламентирующей основные требования к налогам и сборам, является неправильным.
Исходя из понятий налога и сбора, данных в статье 8 Налогового кодекса РФ, арендная плата за земельный участок таковым не является, соответственно и коэффициент, являющийся составляющей арендной платы, к налогу и сбору не относится.
Довод заявителя о несоответствии раздела 7 разделу 9 решения Думы от 27.11.2009 № 533 не принимается судом, поскольку 7 вид разрешенного использования территории касается земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, в отличие от 9 вида, который устанавливает коэффициенты для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
На основании изложенного, суд признает решение Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента 0,1795 по 7 виду разрешенного использования по коду функционального использования "7,06" не противоречащим статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статье 3 Налогового кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", разделу 9 решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 и не нарушающими права и законные интересы Предпринимателя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворения требования индивидуального предпринимателя П. о признании недействующим решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента 0,1795 по 7 виду разрешенного использования коду функционального использования "7,06" отказать.

2. Признать решение Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента 0,1795 по 7 виду разрешенного использования коду функционального использования "7,06" не противоречащим статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статье 3 Налогового кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", разделу 9 решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2009 № 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".

3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

4. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА

Судьи
Л.А.МАКСИМОВА
И.Г.ЛАРИНА


------------------------------------------------------------------